15 января на городском пруду состоялось мероприятие «Кони сквозь века».
Организаторами данного действа стали два коллектива Станции юных туристов «Странник»- «Юные коневоды» и объединение «Историческое фехтование «Сокол». Перед руководителями Устиновой Мариной Викторовной и Анисимовой Ольгой Юрьевной стояла задача — подготовить обучающихся к соревнованиям по конному спорту. Юные наездницы учились справляться с волнением, которое обязательно появляется на больших соревнованиях и при большом количестве людей. Воспитанницы демонстрировали одну из дисциплин конного спорта — манежную езду. Манеж — это площадка 20 на 40 метров, размеченная буквами, которые помогают всаднику ориентироваться на поле манежа. Каждый участник должен проехать по своей индивидуальной схеме, выполнив ряд элементов: во́льты, полуво́льты, серпантины, остановки, смена направления движения. Кроме того, необходимо продемонстрировать разные аллюры лошади: шаг, рысь, галоп. Музыкальное сопровождение и элементы костюмов помогали мысленно перенестись в различные эпохи. Выступления наездниц чередовались с поединками средневековых воинов.
Педагог Тишкина Вера Владимировна увлечённо комментировала ход событий. Историческая справка ведущего с интереснейшими фактами помогла собравшимся зрителям объединить в одно целое всё происходящее на пруду. Рассказ о значении лошади в жизни человека был интересен и взрослым, и детям. После представления каждый желающий мог примерить на себя снаряжение воинов и ощутить его тяжесть на своих плечах.
Уральская зима и техника безопасности не дали возможности использовать полный костюм всадников и воинов далёкого прошлого, поэтому для представления изготовили наиболее яркие и узнаваемые элементы этих костюмов:
1 и 1-а — «Сюрко» — В Европе в 12 веке длинный и просторный плащ-нарамник, часто из богатой ткани и иногда украшавшийся гербом владельца. Обычно ниже колена, имел разрезы в передней и задней части или по бокам, без рукавов (1) или с ложными рукавами (1-а). Вполне мог использоваться богатыми людьми в Новгороде.
2 — «Клепано-пришивная чешуя» — Доспех из пластин, собранных на матерчатой или кожаной основе. Пластины доспеха пришивались к основе и закреплялись в центре одной-двумя заклёпками. Широкое применение данный тип доспеха получил в русском защитном комплексе XIII—XIV в. Увы, до наших дней ни одного подобного доспеха в целом виде не сохранилось, поэтому о внешнем виде данного типа доспехов можно судить только по отдельным пластинам и изобразительным источникам тех времен.
3 и 3-а — Стилизация доспеха под названием «Хатангу-дегёль». В переводе с монгольского это название означает «твёрдый халат» или «халат, прочный, как закаленная сталь». Наибольшее распространение он получил в XIV веке. Хатангу-дегель носили в бою как простые татаро-монголы (пешие лучники или легковооруженные конные воины), так и многие знатные военачальники. Интересно, что в «Сокровенном сказании» – древнем монгольском литературном памятнике – рассказывается о том, что сам основатель империи великий Чингисхан и его полководцы одевали перед битвой хатангу-дегель. Примечательно, что очень многие монголы изображены в хатангу-дегель. Кроме того, эти рисунки в деталях сходятся с другими изображениями монгольских воинов приблизительно того же периода, сделанных к «Мировой истории» Рашид-ад-Дина в начале XIV века.
4 — «Дублет» (на всаднике) –- стилизация наряда конца 15 века. Примерно в таком дублете на средневековой миниатюре изображен наследник самой влиятельной семьи эпохи Возрождения — Максимилиано Сфорца. Его отец, могущественный Лодовико Сфорца, покровитель Леонардо да Винчи, назвал сына в честь императора священной Римской империи.
5 — «Сегментивная кираса» и шлем «салад» — элементы защитного снаряжения швейцарского пехотинца. Швейцарские наёмные войска на иностранной службе появляются уже в XIV веке, когда в 1373 году в войске Висконти оказалось много наёмников из разных мест Швейцарии. С распространением их славы стал расти спрос на их службу, особенно в XV веке;
6 — В первые десятилетия своего существования рота мушкетеров из единообразных деталей имела только свой знаменитый лазоревый плащ с крестами а-ля казак. В те времена еще не стремились к полному единообразию одежды. Этот плащ мушкетеры носили и на занятиях и на смотрах. Однако, по желанию короля, на смотре рота могла быть одета в черный бархат или одежду из кожи – в этих случаях многие могли блеснуть множеством бриллиантов на рукавах и прочими украшениями.
7 и 7-а — Монгольский халат — основная одежда и мужчин, и женщин — длинный халат без плечевого шва с запахом спереди, более ранний вариант 7 (9-12 вв.) и более поздний вариант 7-а (13-14 вв.). Он всегда застегивается слева направо и традиционно имеет пять застежек. Пример типичного монгольского халата, можно увидеть на средневековой миниатюре с портретом Чингисхана.
8 и 8-а — «Стёганный поддоспешник», «котта» с изображением креста и головной убор «худ» — отличительные элементы рыцарей-крестоносцев различных европейских орденов.
9 — «Бахтерец» — кольчато-пластинчатый доспех — разновидность доспеха из металлических пластин, соединённых друг с другом при помощи отдельных колец или вставок кольчужного полотна, зачастую дополненный кольчужными рукавами, полами. Мог носиться в комплекте с дополнительными защитными элементами, такими, как оплечья, наручи и поножи. Распространены были на Руси и на Востоке, сочетали в себе гибкость кольчуги и прочность пластинчатого доспеха. Воин в кольчато-пластинчатом доспехе был хорошо защищен, и, в то же, время сохранял подвижность, гибкость и высокую скорость перемещения. В связи с этим против них более-менее эффективно применяли оружие с гранеными наконечниками, стрелы, копья.